Принтер не видит картридж - почему?

- Неправильная установка картриджа
- Защитная плёнка не снята
- Несовместимый картридж
- Проблемы с чипом
- Сбой в работе принтера
- Защита от использования совместимых картриджей
Проблема, когда принтер не видит картридж, является одной из самых распространенных среди пользователей как лазерных, так и струйных принтеров и МФУ. Она может проявляться по-разному: принтер выдает ошибку на дисплее, на экране компьютера появляется сообщение или мигают индикаторы. Например, могут гореть индикаторы, связанные с чернилами или тонером, или мигать общий индикатор ошибки. В этой статье мы рассмотрим, почему принтер не видит картридж, поможем самостоятельно выявить причину и устранить проблему.
Неправильная установка картриджа
Картридж может быть установлен неправильно, если он не зафиксирован в предназначенном для него слоте до конца — например, вы не дожали до щелчка или вставили под неправильным углом, из-за чего контакты устройства (чаще всего - чипа) и картриджа не соприкасаются.
В моделях с цветными картриджами ошибки случаются при установке в неверный отсек (например, пурпурный вместо желтого) или при неправильном расположении блока СНПЧ. У каждого бренда цвета расположены в строго определенном порядке. У HP и Canon - черный/голубой/желтый/пурпурный, у моделей Ricoh, Xerox и Lexmark чаще всего идет черный/голубой/пурпурный/желтый.
В устройствах Brother часто идет связка тонер-картриджа и драм-картриджа, и при извлечении картриджа пользователь может вытащить сразу оба, а после установки некорректно установить их, что тоже повлечет за собой ошибку, что принтер не видит картридж.
Защитная плёнка не снята
При покупке нового картриджа, совместимого или оригинального, вы можете не снять защитную чеку, чеку от картриджа или пленку с фотобарабана. Мы относимся к этому с понимаем - если человек мало работал с оргтехникой, он может не разобраться, так как посчитает все эти вещи частью картриджа.
Обычно всё, что нужно снять, производитель отмечает специальным ярким цветом (чаще всего, оранжевым). Вот так выглядит защитная чека.

А вот так выглядит пленка (транспортировочная лента на фотобарабане). Обычно она торчит сбоку.

Чтобы ее снять, необходимо потянуть с усилием до самого конца, пока вытащите.

Некоторые производители добавляют помимо пленки защитный чехол на фотобарабан или валик. Его тоже нужно снимать.

Несовместимый картридж
Знакома ли вам ситуация, что вы купили картридж и даже вставили его в гнездо полностью до щелчка, но принтер его не распознает? Скорее всего вы купили несовместимый картридж конкретно для вашего принтера. Как это произошло? Производители совместимых картриджей могут выпускать расходники, предназначенные сразу для целой серии принтеров.
Картридж CE285A/CE278A/CB435A/CB436A SuperFine - это аналог целой линейки картриджей HP:
То есть, в данном случае, один совместимый картридж от производителя Superfine подходит к 4 разным линейкам принтеров HP. В то время как используя оригинальные картриджи, вы должно покупать строго определенную модель, подходящую конкретно под ваш аппарат. И таких примеров - море.
Таким образом, если раньше у вас, например, был рабочий совместимый картридж CE285A/CE278A/CB435A/CB436A, а вы купили CE285A, он разумеется может не подойти под ваше устройство, где работает только картридж CE278A.
Проблемы с чипом
На большинстве лазерных или струйных картриджей установлен чип (микросхема). Чип помимо подсчета количества листов и показа уровня тонера служит для связи картриджа с принтером. Если его нет, либо он установлен неправильно, либо он подходит только для определенных прошивок (что очень актуально для новых моделей принтеров и МФУ), либо у него неправильный регион, то принтер картридж не увидит. А если и увидит, то не сможет распознать.
Приведем два примера из нашей практики. Первый принтер - МФУ Xerox C8045.

Так как данное МФУ имеет большой дисплей, здесь прекрасно видно, какой именно картридж не работает и почему. Если встроенного дисплея нет, то иногда это бывает не так очевидно.
Второй пример - картриджи Lexmark.

Здесь повреждено гнездо для установки чипа. Такой картридж принтер тоже не увидит. Конечно, рядовой пользователь такую проблему вряд ли сам диагностирует. Если человек не работал с расходными материалами, как он поймет как должен быть установлен чип? Если у вас остались вопросы, обращайтесь в наш сервисный центр (см. Контакты).
Сбой в работе принтера
По сути это продолжение предыдущего пункта о чипах. Пример из практики мы описывали в статье про отключение автообновления в принтере HP LJ 4103.

Представим ситуацию, что вы печатали на принтере какое-то время, пришло время заменить картридж. Вставили новый и принтер отказывается работать, как на фото выше. Почему это происходит? Если написано - принтер не может установить связь с указанными картриджами, значит проблема в чипе. Но вы наверно зададите резонный вопрос - почему раньше работало, а теперь перестало? Причин может быть несколько - произошло обновление прошивки, повредили чип при установке картриджа, брак картриджа (повреждено гнездо), поврежден датчик чипа. Каждая ситуация индивидуальна, универсального совета нет. Единственное, что можно рекомендовать всем и каждому - всегда отключать обновление прошивки вашего принтера.
Защита от использования совместимых картриджей
Производители принтеров, чаще всего HP, Canon, Xerox, Samsung, активно используют сложные технические решения для блокировки сторонних картриджей. Например, в моделях HP 910XL или Canon G1400 чипы картриджей шифруются уникальными ключами, которые сверяются с серверами производителя при обновлении драйверов или подключении к интернету. После выхода обновлений прошивки, как это произошло с HP DeskJet 4155, или более новыми HP M428, HP LJ 4103, совместимые или заправленные картриджи перестают определяться, даже если ранее работали без проблем.
Для обхода защиты применяют чипы-обманки, которые имитируют оригинальный картридж, замену или перепрошивку чипов с помощью специальных программаторов. Но обычный пользователь такие операции не сделает - требуются специальные технические навыки и есть риски, связанные с потерей гарантии или повреждением принтера. Более безопасный вариант — откат к старым версиям драйверов или прошивок, при условии, что это возможно.
Пример с принтером HP OfficeJet Pro 9010.

Покупая картридж, вы могли увидеть подпись - подходит для прошивки номер такой-то. Это означает, что если версия вашей прошивки будет отличаться от той, что указана производителем - картриджем вы пользоваться не сможете. В таком случае нужно либо попробовать сделать возврат либо пробовать перепрошить принтер.
Полезный факт - если вы столкнулись с такой ситуацией и поняли, что принтер не видит картридж или блокирует печать из-за прошивки, а производитель или сайт, на котором вы покупали картриджи, не указал корректную совместимость, вы можете вернуть товар согласно статье 2 и 10 ЗоЗПП (Закон о защите прав потребителей) по причине - "продавец дал неполную или недостоверную информацию о совместимости картриджа" или "картридж не выполняет своих функций по причинам, которые зависят от продавца (например, не учёл прошивку)".
Совет от нас, как от сервисного центра, который сталкивается с такими ситуациями чуть ли не каждый день - покупайте картриджи на проверенных специализированных сайтах, которые продают не все подряд, а занимаются конкретно обслуживанием оргтехники и в курсе подобных нюансов.
Мы тоже продаем картриджи и будем рады вам помочь!
Мы перечислили все основные причины, по которым принтер может не увидеть картридж. В редких случаях сам чип или датчик чтения чипа может быть поврежден, иногда помогает установка новых драйверов из-за сбоев ПО принтера. Если у вас остались вопросы, обращайтесь к нам.